Мы рады приветствовать вас на страничке нашего лицея, посвященного формированию терпимости к окружающим

Формирование личности в поликультурной среде

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
ОТ 27.09.2001 №397
Г. СТАВРОПОЛЬ
Об открытии краевых

экспериментальных площадок


В соответствии с Краевой целевой программой развития образования в Ставропольском крае на 2001-2004 гг. , утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 14.08.2001 г. № 479, в целях реализации совместно со Ставропольским государственным университетом комплексной программы российской академии образования «Педагогика социальной работы» по теме: т.20 «Теоретические основы и технологии социально-пелагогической работы с семьей»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Открыть с 1 сентября 2001 года по 1 сентября 2004 года краевые эксперементатльные площадки по теме: «Формирование личности в поликультурной среде» на базе следующих муниципальных учреждений:
… лицея №10 г. Ставрополя (директор Романенко Т.П.)

В лицее экспериметальная работа ведется по следующим направлениям:

Культурологическое Аналитическое

Образовательно-развивающее

Социально-адаптационное Коммуникативно-интеграционное

За время проведения эксперимента в лицее проведена большая диагностичекая работа. Составлена модель развития современной личности в поликультурной среде. Проводились семинары с участием директоров края. На них выступали министр образования Ставропольского края Шабалдас А.Е., руководители эксперимента. На краевом фестивале экспериментальных площадок лицей представлял свою презентацию, можно скачать здесь Министр образования Ставропольского края в лицее

;

Актуальность проблемы

Глобальные изменения в социокультурной, политической, экономической, психологической ситуациях России, переход страны к постиндустриальному, информационному обществу отразились на каждом человеке, на каждой личности.
Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание (Образовательная политика на современном этапе/ Доклад С. Катанандова на заседании Государственного Совета РФ, август, 2001 г.)
В связи с этим важным является формирование у современной личности системы значимых ценностей и новых жизненных установок. Эта проблема становится особенно актуальной в Ставропольском крае в связи со своеобразием условий в этом регионе – локальные военные конфликты, наличие беженцев, терроризм, своеобразие геополитического положения и др.. В образовательной политике Ставропольского края задача формирования современной личности с учетом полиэтничности и многоязычия, многообразия культур названа в числе приоритетных.
Проблема, определяющая опытно-экспериментальную работу, заключена в преодолении следующих противоречий:
- между изменившейся общественной ситуацией в стране (другие ценности и ориентиры) и ориентацией общеобразовательной массовой школы на старые идеалы;
- между потребностью в интеграции целей школы и общества в решении проблемы формирования современной личности и фактической неподготовленностью общества, его институтов к социализации (формированию) личности на новых ценностях;
- между большими потенциальными воспитательными возможностями, заключенными в поликультурной среде Ставрополья, и фактическим неиспользованием их в деятельности образовательных учреждений;
- между необходимостью развития личностноориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию каждой личности, и дефицитом средств и технологий реализации личностного подхода;
- между объективным воспитательным потенциалом школы, семьи, других социальных институтов и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в формировании современной личности ребенка в поликультурной среде.

Образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.
Сегодня ощущается потребность в формировании национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, поликультурного образования в теснейшей связи с общечеловеческими ценностями.
Требуется новый подход к построению образовательной системы, чтобы содержание и структура учебно-воспитательной работы оптимально содействовали осознанию и адекватному восприятию традиций и духовной культуры этноса как части своей жизнедеятельности, а это требует, в первую очередь, подготовки педагогов с новым мышлением, способных решить сложнейшие социально-педагогические, национально-ценностные задачи исторической значимости. Следует отметить, что самобытная традиционная национальная культура народов страны до недавнего времени не имела должного отражения в содержании образования. Это обстоятельство настоятельно выдвигает необходимость включения в содержание непрерывного образования традиционной культуры этносов.
Таким образом, одной из составляющих содержания общего образования подрастающего человека должен стать культурологический компонент становления личности из-за исключительной значимости традиционной культуры в развитии личности как части общероссийского менталитета, ее национального самосознания и формирования ее внутреннего мира, исходя из необходимости приобщения растущего человека к накопленным веками духовным ценностям, культуре.
Поликультурная среда региона, в которой признается равноценность и равноправие всех этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста, должна помочь личности осознать свои корни и тем самым определить то место, которое она занимает в мире, а также привить ей уважение к другим культурам, сформировать более многогранную картину мира и обеспечить более быструю адаптацию в изменяющихся условиях существования.
Анализ имеющейся литературы показывает крайне недостаточную разработанность исследуемой проблемы в педагогической науке и практике. Не изучен ряд актуальных вопросов, связанных с влиянием поликультурной среды на формирование личности: не осуществлен теоретический анализ поликультурной среды и возможности ее использования в образовательном процессе; не определены эффективные подходы работы с учащимися в поликультурном пространстве, не разработаны критерии для определения степени его влияния на формирование современной личности в школе как «открытой» социально-педагогической системе.
Теоретическая и практическая значимость проблем, а также социальный заказ на воспитание современной молодежи в духе взаимопонимания, толерантности, взаимоуважения с широким использованием поликультурной среды обусловили выбор темы экспериментальной работы.

 

 

Hosted by uCoz